Искусство Византии

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

Искусство Византии

#219110

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 08:25

Уважаемая публика, только сегодня, в 9.00 по московскому времени состоится уникалная и единственная в своем роде лекция по искусству Византии.
Лектор - Бурундук Лесли.
Вход свободный.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219113

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 09:02

Итак, приступим. Искусство Византии
Для начала определим хронологические рамки заявленного предмета.
С какого времени мы можем говорить о Византии как об особом государстве? Есть разные ответы на эти вопросы, и разные ученые под Византией понимают совершенно разные феномены. Одни говорят о Византии как об исключительно средневековом государстве, начиная его историю с VIII века, а до VIII века, по их мнению, это еще поздняя Римская империя. Вот когда последние следы латинской традиции умирают и начинается исключительно восточно-христианская православная греческая держава – это и есть Византия. Такая концепция господствовала в английской исторической традиции.
В немецкой и русской историографии начало Византии определялось 395 годом – годом окончательного разделения Римской империи между сыновьями императора Феодосия I на восточную часть и западную. И считалось, что восточная часть – это Византия, а западная в 476 году прекратила свое существование.
Французская наука довольно долго вообще считала Византию Римской империей, но называла ее «Bas-Empir romain» – «Нижней римской империей» – и здесь слово «bas» – «нижний, низкий» – не столько определяет положение государства внизу географической карты, сколько на более низкой ступени цивилизации и противопоставлено понятию «высокий». Высокое – то, что высокоразвито, низкое – это уже упадок. «Нижней» во французской исторической литературе называется вся история христианской Римской империи, фактически начиная с принятия христианства – IV века. Эта концепция впервые совершенно четко была проговорена Эдуардом Гиббоном в его знаменитой книге «История упадка и разрушения Римской империи», где он последовательно описывает историю Византии именно как упадка, причиной которого он, как протестант, симпатизировавший антиклерикальной традиции XVIII века, настойчиво называет христианство.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219119

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 09:07

Профессор Бурундук имеет собственную точку зрения по заявленному вопросу.
На наш взгляд за начальную точку отсчета можно взять 11 мая 330 года, когда император Константин официально перенёс столицу Римской империи в Византий и нарёк его Новым Римом.
Предпосылкой тому послужило последнее третье гонение на христиан, начавшееся при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219127

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 09:17

Собственно говоря, уже при императоре Диоклетиане наметились тенденции к разделу Римской империи на две части, когда, в целях оптимизации управления огромной территорией сложилась тетра́рхия (греч. τετραρχία — правление четырёх, четверовластие) — политический режим, при котором верховная власть разделена между четырьмя людьми (тетрархами).

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219139

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 09:43

Сложно сказать, что послужило причиной начала третьего гонения, уважаемые историки расходятся во мнениях, а профессор Бурундук склонен полагать, что причина была всего лишь одна - религиозно политическая. Император в римском культе приравнен к Богу, а христиане разумеется отказывались поклонятся богам, в том числе и императору, в следствии чего объявлялись вольнодумцами и политическими преступниками и подвергались жестоким репрессиям.
В любом случае, третья волна гонений имела совю специфику, что привело к острому окнфликту в римском обществе.
Заключалась она в том, что 40 лет христиане жили фактически на легальном положении, успело вырасти целое поколение, которое не знало гонений, много христиан было среди разных слоев общества, в том числе и в окружении самого Диаклетиана, поэтому начатые репрессии по сути привели к тому, что общественный конфликт вылился в открытый политический, который привел к тому, что вся полнота власти сосредоточилась в руках Константина Великого, сына Констанция Хлора, цезаря западной части империи, который сначала установил свободу вероисповедания в римской империи (Миланский эдикт 313 года), а затем и утвердил христианство в качестве официальной религии ( Никейский собор 325 год). Одноко языческая партия в Риме оставалась все еще сильной и в целях погашения старого конфликта Константин переносит столицу в Византий. Таким образом 330 год может официально считаться точкой отсчета в существовании Византии.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219143

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 09:45

Объявляется перерыв.
Профессор Бурундук сгоняет за молоком.

Аватара пользователя
Lajma
Соучастник
Сообщения: 7429
22 май 2017, 19:48
Репутация: 1

#219314

Сообщение Lajma » 11 апр 2018, 12:01

Скунс, а про войны напишешь? Их много было.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219374

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 12:36

Lajma пишет:
11 апр 2018, 12:01
Скунс, а про войны напишешь? Их много было.
Лекция про искусство, а не про войны.
Итак, продолжим.
с верхней точкой отсчета определились. Теперь определимся с нижней.
здесь расхождение меньше. историки единодушно сходятся во мнении, что конец существованию Византии положил поход турок османов. 30 мая 1453 года, в восемь часов утра, турецкий султан Мехмед II торжественно вступил в Константинополь (древний Византий) и приказал переделать центральный собор города — собор Святой Софии — в мечеть. Последние остатки некогда великой империи — Морея и Трапезунд — попали под османское владычество в 1460 и 1461 году соответственно.
Однако профессор Бурундук и здесь придерживается особой точки зрения. К 15 веку Византия представляла собой крохотное государство на задворках Европы. Собственно решающий удар ей нанесли поганые псы рыцари крестоносцы, которые в 1204 году захватили Константинополь, после чего на месте Византии на 60 лет установилась так называемая Латинская империя. И хотя с 1261 по 1453 произошла так называемая реставрация Византии, сравнить её с прежней не представляется возможным.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219380

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 12:42

Такс, теперь определимся с источниками, по которым мы будем изучать искусство Византии.
Тут нужно с прискорбием признать, что осталось их крайне мало.
Виной тому во первых псы рыцарь, чума на них, которые выгребли из Константинополя все что можно до последнего гвоздя. А что не можно, то сгорело.
Так например, знаменитая Квадри́га свято́го Ма́рка — квадрига из позолоченной бронзы. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.
Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло.
Ошейники на шеях лошадей были добавлены в 1204 году, чтобы скрыть места отреза голов. Скульптуры были обезглавлены перед перевозкой в Венецию.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219383

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 12:46

Вот здесь уважаемая публика может глянут на этот чудный скульптурный памятник.
https://yandex.ru/images/search?text=%D ... 0%BA%D0%B0

к сожаления репродукции не передают полностью особенностей скульптурного изображения. Те, кто видел их своими глазами, утверждают, что лошади реально выглядят как живые, такое чувство что вот вот поскачут и заржут.
Такого эффекта не удавалось достичь никому из европейских скульпторов, в том числе и киту эпохи Возрождения Филиппо Брунелесски.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219385

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 12:48

Внимательная аудитория может задать вполне справедливый вопрос, а какое отношение античный памятник, датируемый 4 веком до нашей эры имеет к искусству Византии?
Здесь необходимо лирическое отступление.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219388

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 12:51

Последний император, единолично правивший единой Римской империей, Феодосий I, разрешил готам селиться на её территории и усилил влияние варваров в римской армии. Вскоре (в начале V века) положение Западной Римской империи значительно осложнилось. В 401 в Италию вторглись вестготы во главе с Аларихом, а в 404 — остготы, вандалы и бургунды под предводительством Радагайса, которых с большим трудом удалось разгромить опекуну императора Гонория (395—423) вандалу Стилихону. После его гибели Рим пережил две осады в 408 и 409 гг., а затем впервые в своей многовековой истории был взят 24 августа 410 г. вестготами Алариха и подвергнут двухдневному разграблению.

В правление Валентиниана III (425—455) давление варваров на Западную Римскую империю усилилось. В конце 440-х началось завоевание Британии англами, саксами и ютами. В начале 450-х на Западную Римскую империю обрушились гунны во главе с Аттилой. В июне 451 римский полководец Аэций в союзе с вестготами, франками, бургундами и саксами нанес Аттиле поражение на Каталаунских полях (к востоку от Парижа), однако уже в 452 гунны вторглись в Италию. Только смерть Аттилы в 453 и распад его племенного союза избавили Запад от гуннской угрозы. В марте 455 Валентиниан III был свергнут сенатором Петронием Максимом. В июне 455 вандалы захватили Рим и подвергли его страшному разгрому. Западной Римской империи был нанесен смертельный удар. Вандалы подчинили себе Сицилию, Сардинию и Корсику. В 457 бургунды заняли бассейн Родана (совр. Роны), создав самостоятельное Бургундское королевство. Под властью Рима к началу 460-х осталась фактически одна Италия. Престол стал игрушкой в руках варварских военачальников, которые по своей воле провозглашали и низвергали императоров. Затянувшейся агонии Западной Римской империи положил конец скир Одоакр: в 476 он сверг последнего западно-римского императора Ромула Августа, отослал знаки высшей власти византийскому императору Зенону и основал на территории Италии собственное варварское королевство. Восточно-римский император Зенон возвёл Одоакра в патриции и признал римским наместником.

Процесс упадка продолжился и после падения Западной Римской империи: так, сенат прекратил своё существование к 630 году; при раннем варварском правлении ещё было возможно творчество Боэция и Кассиодора.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219400

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 12:57

Перевожу выше приведенный пассаж дл почтенной аудитории на современный русский.
То что прозошло в Риме в 4 веке, это как бы щаз таджики заняли Москву. И даже если бы эти таджики и приняли православие от русской культуры ничего бы не осталось.
Что и произошло в Риме с античной культурой. Варвары они и есть варвары, дикари и вандалы.
А вот Византия именно что сохранила античную культуру и еще 1000 лет транслировала ее всему миру.
Достаточно вспомнит, кто изобрел азбуку для восточных славян. Это сразу показывает, на какому культурном уровне стояли византийцы. Это простите уровень крупного ученого лингвиста , а никак не темного безграмотного средневекового монаха.
И уж тем паче византийцам даже и в голову не приходило рушать античные памятники. Это было их наследие, их живая кровь.
Понятное дело, какого уровня мог вырасти художник, который с младых ногтей бродил по городу в окружении таких памятников.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219404

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:01

Итак, вернемся к источникам, по которым мы будем изучать искусство Византии.
И еще раз с прискорбием вынуждены будем констатировать факт, что осталось их крайне мало. а все благодаря поганцам крестоносцам.
Так например знаменитый Спас Нерукотворный. Святыня была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219413

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:05

Ну а то что не согжгли крестоносцы, то добили турки.
Таким образом, источниками по искусству Византии являются:
1. Сокровищница монастырей Афона. В основном Ватопед и Хиландар.
2. Сокровищница монастыря святой Екатерины. Синай. Египет.
3. Мозаики Равенны.
4. остатки мозаик Константинополя.
пожалуй все.
ну может что то конечно в частных коллекциях еще есть. в Британском музее. в Парижской библиотеке. но это уже ничтожные крохи.
Последний раз редактировалось Лесли 11 апр 2018, 13:37, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219431

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:15

Существует мнение, что для раннего христианского искусство характерна условность изображений.
Профессор бурундук не совсем может с этим согласиться. Ну во первых из раннего христианского искусства до нас дошли лишь катакомбные изображения. А что это означает, это означает, что как бы щаз мы по современным кладбищенским изображениям судили о всем современном искусстве.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219441

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:21

Тем не менее действительно некоторым ранним памятникам присущи черты условности.
См. эту древнюю мозаику Равенны 4 века.
https://yandex.ru/images/search?text=%D ... age&lr=195
Однако и эта условность просуществовала не долго.
обусловлено это было во первых характером христианского богословия, а во вторых античной традицией.
То есть первоначально были распростарнены изображения Господа нашего Иисуса Христа в образе агнца.
Но благочестивая паства естественно задавалась вопросом, батюшка, а чего то у вас Господь в образе ягненка изображен? Что должен был отвечать батюшка? он конечно давал ссылки на ветхий завет. Но поства не унималась. Господь то вель воплотился. и воплотился человеком, не ягненком уж простите. Так волей не волей иконопись, которая представляет собой богословие в красках, должна была отражать богословие Нового Завета.
И справлялась она с этим, надо сказать, блестяще.

Аватара пользователя
Lajma
Соучастник
Сообщения: 7429
22 май 2017, 19:48
Репутация: 1

#219442

Сообщение Lajma » 11 апр 2018, 13:22

таджики не принимают православие.

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219448

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:25

https://www.google.ru/search?q=%D1%81%D ... 6OHk0sNzfM:
Христос Пантократор. 5 век. синай. энкаустика

Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 6504
07 апр 2017, 21:38
Репутация: 0
Откуда: Россия

#219451

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:27

Lajma пишет:
11 апр 2018, 13:22
таджики не принимают православие.
в те времена портал для действия Святого Духа был только что открыт, так что принимали не то что таджики, а даже и вандалы.
Щаз конечно, осталась маленькая щель, которая поддерживается малыми силами.

Ответить